«ЮЛДАШ»: С УСПЕХОМ ПО ПУТИ

Юлдаш

      Сын талантливого отца и сам оказался успешен, хотя и в несколько иной сфере. Как признался один из учредителей такси «Юлдаш» Ильдус Махиянов, всем в этой жизни он в первую очередь обязан своему отцу – Иреку Габдулловичу – человеку поколения «физиков и лириков», члену союза писателей России, кандидату физико-математических наук, депутату. И хотя литературного таланта герой нашего рассказа не унаследовал, история его жизни вполне может лечь в основу увлекательного романа. 
     Ильдус Махиянов родился 28 декабря 1973 г. в Бугульме. Потом семья переехала в Лангепас и, когда в 1991 г. встал вопрос: «Куда пойти учиться?», выбор пал на Уральский политехнический институт в Екатеринбурге (на полпути между Бугульмой и Лангепасом). Однако заканчивал Ильдус уже Уральский государственный технический университет, причем сразу два факультета. За годы учебы успело поменяться не только название вуза, но и многое другое: произошел путч, канул в лету комсомол (а с ними и уплаченные наперед взносы – по 2 копейки за месяц). Однако это вовсе не отбило желания у молодого бугульминца действовать «на перспективу».
     Уже на третьем курсе параллельно с учебой при финансовой поддержке отца он начал заниматься бизнесом – открыл в Екатеринбурге продуктовый ларек, потом еще один и еще… После трех лет жизни в общаге появилась возможность снять квартиру и даже нанять водителя с личным автомобилем «Москвич-412». Все, кто помнит лихие 90-е, понимают, как непросто в те годы приходилось российским предпринимателям: бизнес на грани фола. И хотя Ильдус оказался в числе тех, кому многое удалось, бизнес дальнейшего развития не получил. Поэтому, следуя совету отца и все продав, выпускник УГТУ вернулся на малую родину:
     – В Бугульме начал с привычного – торговли продуктами. Открыл первый в городе круглосуточный магазин на вокзале и назвал его «Юлдаш» (в переводе с татарского «попутчик»). Название стало счастливым и почти пророческим – до открытия службы такси оставалось несколько лет. Пока же продуктовый бизнес набирал обороты – появилось 5 магазинов, торговые точки на всех городских рынках. Все карты спутал оглушительный кризис 1998 г. «На плаву» я удержался, но магазинов осталось только 3. А вот мыслей о такси тогда еще не было.
      – И когда они появились? 
     – Речь об этом бизнесе завели друзья из Альметьевска. Но я эту сферу не знал и поначалу все пропустил мимо ушей, а вот близкий друг и нынешний партнер Ренат Мухаметзянов зацепился за идею. Каждый день говорил мне: «Давай, давай попробуем». В итоге я полгода отучился в нефтяном техникуме в Альметьевске – чтобы получить лицензию на оказание транспортных услуг, нужен был соответствующий диплом. Кстати, сейчас такая лицензия не нужна, и я считаю это большим минусом: открыть такси могут все, кому не лень. И ответственности – никакой. Если раньше каждый пассажир был застрахован и в случае ЧП получал выплаты, то теперь все на свой страх и риск. Если раньше 2 раза в год соответствующие службы официально проверяли всех перевозчиков, то сейчас такого плотного контроля нет. Да, приняли новый закон, но на практике он по сути не действует. «Юлдаш» работает по закону: белые автомобили, официально трудоустроенные водители и т. д. Но так поступили не все. Полуподпольные таксисты стремятся сэкономить. И кадровый вопрос стоит остро: поработает у нас водитель 2-3 месяца и уходит «на вольные хлеба». Их бесконтрольность со стороны власти ни к чему хорошему не приведет.
      – Иметь таксопарк – недешевое удовольствие. Как выходили из положения на первых порах? 
     – Изначально у нас было 5 водителей с личными автомобилями. Причем мы с Ринатом всегда были «на подхвате», при необходимости сами приезжали на заказ и могли даже денег с клиентов не взять: лишь бы они остались довольны. Сейчас у нас около 40 машин, принадлежащих предприятию, и еще «наемные». Отдельная история была по поводу стоимости проезда: тогда поездка стоила 40 руб. (работали 3 службы). Мы установили 30 рублей. Естественно, не обошлось без разговора о конкуренции. Но все разрешили культурно, и цену мы тогда не подняли. Вообще всегда ориентировались только на самих себя, ни под кого не подстраиваясь. Хотя 3-4 года назад мы поддерживали идею создать ассоциацию перевозчиков. Но «не пошло».
      – Помните свою первую машину? 
     – Собственные авто появились опять же благодаря Ренату. В 2004 г. купил подержанную шестерку за 25 000 руб. Через год она «умерла» – почти как в кино. 1 июля я женился, и на второй день гости собрались в Малой Бугульме. У нас праздник, полный дом людей. И тут звонок из ФСБ. Мне говорят: «В Батыре произошел теракт с использованием вашей машины». Приезжаем на место и видим в силосной яме уже частично разобранную машину. Оказалось, водитель приехал в деревню на дискотеку, кто-то из его знакомых сел за руль и в результате снес газовый вентиль. 2-3 деревни остались без газа. В ситуации разобрались и все обошлось, но моя первая машина погибла (к тому моменту мы уже имели 5 приобретенных авто).
     Кстати, отдельная история о становлении диспетчерской службы: в съемной 1-комнатной квартире установили обычную палатку и звукоизолировали ее пенопластом, чтобы соседей не беспокоить. Так первые диспетчеры и работали – в палатке.
     Дальше бизнес развивался исключительно за счет заработанных средств. И только 2 года назад в кредит купили 15 белых автомобилей. Потом еще докупали, но уже без кредита. Сейчас у нас своя база, автомастерские, склады, покрасочный цех, цех кузовного ремонта. В планах развиваться и дальше: открыть мойку, ввести СМС-оповещение для клиентов, чтобы не ждали долго у подъездов, внедрить более удобную систему контроля за машинами и т. д.
      – Вы ведь еще и депутат? 
     – Да, по Малобугульминскому сельскому поселению. По мере возможности стараюсь разрешить любую ситуацию в пользу своих избирателей. Иногда приходится это делать за счет собственных средств.
      – Как отдыхаете, чем увлекаетесь? 
     – Большая проблема – катастрофическая нехватка времени. Хотелось бы чаще бывать с семьей: женой, сыновьями. С удочкой люблю и на местных озерах порыбачить, и к друзьям в Башкирию съездить. Спортом занимаюсь. Я ведь был кандидатом в мастера спорта по лыжам (отец тренировал). Еще в школе с друзьями построил две парусные лодки – компания у нас была 6 человек. Все своими силами, без руководителя: от поиска чертежей до последнего гвоздя. А потом мы на них плавали. Сейчас на это, конечно, времени нет. Зато есть гордость за детей. Старший пошел в деда: и стихи пишет, и на олимпиадах – в победителях.
     Говорят, что ничего в этой жизни не дается просто так, и путь к успеху Ильдуса Махиянова – это дорога проб, ошибок, побед и разочарований. Не боится и двигаться дальше, верить в друзей и близких, верить в себя. Звучит до банальности просто, но именно это – ключ к тому, что называют успехом.

Л. Трифонова, г. Бугульма