РУСТАМ УМУДОВ («Первый Сотовый»)

Фото

«Бизнес могут делать только избранные? Просто работать надо».

 

 Бодрящий аромат кофе с корицей, уютное кафе и приятный собеседник – не мудрено, что встреча затянулась на три с лишним часа. И хотя вся беседа о жизни, работе, перспективах и увлечениях вряд ли уместится даже в целом номере «Информ-Курьера», мы постараемся, чтобы вы узнали, насколько интересный человек – Рустам Айюбович Умудов. Его имя прочно ассоциируется у бугульминцев с «Первым Сотовым» – одним из лидеров на рынке сотовой связи Татарстана. И сегодня вы из первых уст узнаете о работе дворником, грамотно реализованных возможностях и планах на будущее.

 

– Вы ведь не коренной бугульминец?

 

– Нет. Я родился в г. Шуя Ивановской области 24 декабря 1974 г. Наша семья переехала в Бугульму в начале 80-х, когда моему отцу предложили перспективу должности главного инженера фарфорового завода. Мои родители оба химики-силикатчики. Познакомились в Иваново, учились в химико-технологическом институте. Я тоже закончил этот вуз. И тоже в свое время работал на фарфоровом заводе. Причем начал школьником с обычного дворника, видимо, это был некоторый тест – может, сбегу? А потом на всех стадиях производства: от формовки и глазуровки до наклеивания деколи и обжига.

 

– И когда сделали первые шаги в бизнесе?

 

– В 1998 году. Обстоятельства сложились так, что меня «вынудили» заняться предпринимательством. В это время я работал представителем в коммерческой фирме: ездил по магазинам, заключал договора, контролировал отгрузки, поступление денег и т. д. В момент кризиса директор фирмы собрал выручку за несколько месяцев и пропал: уехал за границу вместе со всей своей командой (впоследствии его арестовали и судили). Фирма занималась поставкой и реализацией детских товаров: питание, подгузники и т. д. В результате остался склад питания, который через 2 месяца можно было выкидывать, поскольку вышел бы срок годности. Учредители фирмы стали перед дилеммой – необходимо было быстро реализовать скоропортящийся товар – и все это на фоне кризиса (доллар вырос в 6 раз), недоверия к оставшимся работникам, ликвидации общества – полный букет. Мне четко дали понять, что нужно взять и реализовать товар. Я стал ликвидационным директором, как смог закрыл долги по зарплате, налогам, выплатам денег учредителям и т. д. Для этого организовал свое ИП. Причем это воспринималось как нечто временное: распродадим, и на этом все закончится. В итоге все распродали, все более или менее остались довольны. У меня на тот момент было примерно 60 тыс. руб, знание рынка. И я пустился в собственное плавание – арендовал точки: в Бугульме в «Детском мире» и в Альметьевске. Я развивал этот бизнес еще 3 года (по 2000 г.) – магазины «Мир детства». Но после того как взошла звезда сотового ритейла, я решил сконцентрироваться только на нем и достаточно хорошо продал этот бизнес в 2001 г. Новые собственники активно развивают марку, и я рад, что не ошибся в выборе покупателя.

 

– Как Вы попали в сотовую связь?

 

– Абсолютно случайно. Проезжал мимо Ателье мод, увидел, как вешают новую вывеску (я тогда параллельно и вывески делал). Остановился, и мы разговорились с руководителем бригады. Он достал сотовый телефон и говорит: «А что сотовой связи у вас нет? Значит, скоро будет – вышка-то уже стоит». Он мне предложил, как и он, стать дилером оператора «Сантел». Дал контакты дилерского отдела в Казани. На следующий день я позвонил в Казань, а через 2 месяца заключил договор. Так в 2000 г. открылся первый салон – одна витрина, 5 трубок. Мне повезло – рынок активно рос, а мы росли чуть лучше рынка, открывая салоны в новых городах. Конечно, были ситуации достаточно жесткие, например, розница оператора пыталась лишить нас контракта с «Сантел» – без меня им было бы проще захватить рынок. Но все сложилось удачно. Просто надо постоянно повышать уровень, тем более я четко понимал, что рано или поздно в регион придут федеральные сети и нужно сразу строить сеть, готовую конкурировать на любом уровне.

 

– Откуда появилось название «Первый Сотовый»?

 

– В названии очень важно показать профиль деятельности. Я не люблю аморфных названий, которые не привязаны ни к чему. Второе – показать лидирующую роль. Если вы назвали себя лидером, клиент просто жаждет проверить, действительно ли это так.

 

– При этом Вы продолжаете называть свою компанию маленькой. Почему?

 

– Мы действительно очень маленькая компания – 28 действующих салонов и еще два – в ближайшей перспективе. Но количество не столь важно, главное, это грамотное управление. У нас нет высокоуровневой иерархии. У меня простой принцип: салон – наш дом, сотрудники: бэк офис, кассиры, консультанты – семья и, конечно, клиент – наш гость. Меня от консультанта отделяет только руководитель салона. Конечно, происходит разное, мы все друг друга воспитываем, как в любой нормальной семье. Если вы не бываете в семье, не стоит думать, что дети будут воспитаны правильно. У нас руководителем салона можно стать буквально за полгода (правда, в 9 из 10 случаев они вырастают из консультантов). Руководитель салона может даже войти в капитал – выкупить долю в бизнесе и, кроме своей основной зарплаты, еще и получать дивиденды. Я не знаю таких примеров на рынке.

 

– Многие бугульминцы покинули город, предпочтя более перспективные «площадки». Вы – нет. Почему?

 

– Я не разделяю этого тезиса – «нет перспектив». Возможностей просто огромное количество. Сравните Бугульму и любой среднестатистический европейский город. Разница между нами и ними – это и есть возможности, причем эти возможности везде – от торговли и обустройства дорог до услуг по обучению детей или персонала. Просто проще думать, что для бизнеса нужно много денег, связи и «как я вообще могу один что-то сделать»?! Конечно, есть сферы, где без больших оборотных средств невозможно организовать дело, но не стоит сразу штурмовать Эверест. Очень много ниш свободно, многое можно организовать и сделать даже лучше, чем на Западе, и разговоры о том, что бизнес делают какие-то одаренные люди, небожители и т. д. – это полная чушь. Делают работящие, иногда фанатично работящие – это да. Для меня некоторым откровением была поездка в Японию – приехав в центр Токио и увидев инфраструктуру, мосты, развязки, я почувствовал, что попал на 40-50 лет назад, потому что в то время это все и было построено. НО! Все работает и работает безукоризненно. Что такое Япония в 50-х? Нищая страна – никаких ископаемых, проигравшая в войне, и эта страна сделала фантастический рывок, так что «Made in Japan» в СССР было пределом качества и надежности. Просто люди работают и очень-очень много работают.

 

– У Вас есть успешное кафе и планы порадовать горожан современным кинотеатром. Когда нас ждет такое счастье?

 

– Открытие запланировано на июль-август. Изначально предполагалось, что это будет развлекательный 3-этажный центр с тремя составляющими: боулинг, кафе, кинотеатр, клуб с танцполом. Но для реализации требовалось слишком много финансов. До кризиса 2008 года банки готовы были финансировать инвестиционные проекты, но потом изменилась стоимость фондирования, и все стали считать риски. Два года мы искали, собирали деньги, казалось, кризис вот-вот отступит, но в 2011 г. я понял, что либо мы реализуем проект в другом виде, либо фиксируем убыток и выходим из дела – это, как в казино, надо вовремя остановиться. Мы нашли частичное финансирование, но в рамках обсуждения с инвесторами концепции комплекса были проведены многочисленные стресс тесты каждого направления. Поскольку строить торговый центр с кинотеатром в этом месте невозможно – не проходили по требованиям парковки и т. д., мы оставили только кинотеатр с кинобаром и игровые автоматы (современные симуляторы гонок, стрелялок и т. д.). Зато увеличили размеры экранов: будет 4 зала на 628 мест. Конечно, для меня проект такого масштаба – это абсолютно новый опыт. Если я в чем-то не разбираюсь, то предпочитаю переплатить за экспертизу, за понимание дела – как сделать правильно? Проекты по кинотеатру (и кафе) делали параллельно несколько фирм проектировщиков, не зная друг о друге. Да, я переплачивал на стадии проектирования, но я получал несколько профессиональных взглядов, сталкивал их, в итоге лучшие решения реализовывались в конечном проекте. Идея кафе появилась из проекта кинотеатра – как экспериментальная площадка для получения необходимой экспертизы в общепите. Для приобретения опыта, может, и дороговато, но пока вы не попробуете на деле, не поймете, что работает, а что нет, а масштабировать можно только успешные решения.

 

– Какую роль в Вашей жизни играет семья?

 

– Мы живем большой дружной семьей – вместе с родителями. Для многих это может стать откровением. Кажется, что это непросто жить с родителями. Возможно, если вы живете в 60 метровой квартире, но отец построил очень большой и уютный дом.

 

В свое время мой первый брак распался, и в какой-то мере я виню в этом бизнес. От первого брака у меня есть дочь, которая хочет стать журналистом. Во втором браке – сын. Когда я дома, он всегда со мной. Жена даже ревнует. На вопрос: «Ты чей?» он всегда отвечает: «Я папин!»

 

– Чем увлекаетесь? Как отдыхаете?

 

– Бизнес и есть мое главное увлечение. Если работа не приносит удовольствия – это каторга. Доход не может быть главной целью. Главное – это самореализация, причем в постоянном движении вперед. Многие живут ощущениями, что вот сейчас поднапрягусь и будет счастье. Но после взятия 2-3 высот понимаешь, что за ними будут другие цели, новые вершины. Получать удовольствие нужно от самого процесса достижения цели. Надо делать работу так, чтобы вы испытывали гордость за свой труд.

 

Я не любитель лыж или чего-то подобного, не люблю валяться под солнцем – не понимаю такой отдых. Я не «сгораю» на работе, чтобы появилась надобность отвлечься. Я на работу иду быстрее, чем обратно. Для меня отдых – это некоторая дань: я должен вывести семью в отпуск – чтобы мои близкие были довольны. Обычно выбираем Европу. Мы прилетаем, снимаем квартиру, берем напрокат машину и путешествуем.

 

…Жаль, что все мы так или иначе чем-то ограничены, в данном случае – небольшим печатным пространством, потому что Рустам Умудов еще мог бы рассказать очень много интересного. Впрочем, определенные выводы об этом человеке бугульминцы могут сделать, просто придя в салоны «Первый сотовый». Добро пожаловать в семью!

 

Лиля Трифонова, г. Бугульма