Специализирующиеся на комментариях для СМИ экономисты не устают пугать публику мрачными прогнозами развития отечественного авторынка. Телеграм-каналы полнятся «аналитикой» с апокалиптическими для всех нас выводами. Но штука в том, что уже через полгода никто и не вспомнит, о чем мрачно (и ошибочно!) вещал тот или иной «специалист». Конец 2023 года расставит все по своим местам.
Сейчас, когда курс доллара перевалил через отметку 87 рублей и устремился к новым антирекордам такого рода, изо всех щелей полезла прогнозная экономическая чернуха. Ведь дешевеющий рубль по старинной русской традиции ассоциируется с подорожанием у нас всего и вся. Автодилеры в подобных ситуациях «под шумок» еще и взвинчивают цены на машины до уровней, не объяснимых даже с точки зрения взлета валютных котировок.
У рубля вообще есть масса предпосылок для укрепления на горизонте текущего года. Во-первых, благодаря тому, что с апреля налог на добычу полезных ископаемых для нефтяников стал рассчитываться по-новому. Не вдаваясь в экономические дебри скажем, что в итоге экспортеры будут вынуждены платить все больше и больше налогов.
Эти платежи государство принимает в рублях. Соответственно, нефтяники станут продавать на бирже все больше валюты. Во-вторых, с 7-го июня Минфин увеличил объем закупок (опять же за валюту) рублей на бирже с 2 до 3,7 млрд. ежедневно. Что создает предпосылки для повышения обменных курсов рубля.
Объективные макроэкономические данные свидетельствуют, что российская экономика прошла свой пик падения еще в конце прошлого года и продолжает сейчас расти. Кроме того, от серьезного долговременного падения рубль удерживает остающаяся на низком уровне инфляция в стране. Пока Центробанк ее удерживает около существующих значений, ничего кардинально плохого с курсом рубля не произойдет.
Далее надо упомянуть запущенный властями механизм замедления оттока капитала из страны. С недавних пор введены суточные лимиты на покупку валюты компаниями, уходящими с российского рынка.
По разным оценкам отечественная валюта может подняться к началу 2024-го до уровней выше 70 рублей за доллар. Вплоть до 65 рублей за «американца». Понятно, что после этого первое время автоторговцы будут «рубить бабло», удерживая розничные цены на машины на прежних уровнях. Но долго это не продлится: конкуренция заставит снижать цены. Короче говоря, есть все основания ожидать, что в начале 2024 стоимость новых машин поползет вниз.
Максим Строкер