Причины возникновения психосоматических расстройств у детей

В современной медицине всё большее внимание стало уделяться эмоциональным факторам в возникновении заболевания. Многие врачи используют в своей практике психологические подходы к объяснению причин заболевания.

психосоматика

 Психосоматика – это связь между соматическими и психическими функциями человеческого организма, то есть к психосоматическим заболеваниям относятся заболевания внутренних систем и органов, вследствие воздействия психических или эмоциональных факторов.

Жалобы на соматическое неблагополучие, которые нельзя объяснить объективными признаками часто встречаются у детей и подростков.  Многие болезни детей носят именно психологический характер. А дети из-за своей инфантильности и чувствительности подвержены психосоматическим заболеваниям больше, чем взрослые, потому что им сложно описать свои ощущения и самостоятельно справиться с какими- либо переживаниями.

Соматизированные расстройства у детей и подростков начинают проявляться в раннем возрасте, но более тяжёлые расстройства обычно становятся явными с подросткового возраста. Причинами могут стать недостаток внимания к ребёнку значимых для него взрослых людей, гиперопека, неадекватные по отношению к способностям и возможностям ребёнка, требования родителей.

Ребенок, которому родители не уделяют должного внимания, занимаясь своими проблемами, будет чувствовать себя одиноким и никому не нужным. Необходимо уделять ребенку достаточное количество внимания. Если взрослые уделяют больше внимания ребёнку, когда он болен и всячески своим поведением демонстрируют это, то ребёнок будет понимать, что получить достаточное внимание от значимых взрослых он может только тогда, когда болеет и такой способ манипуляции на телесном уровне закрепится и только так он сможет обращать на себя внимание. Если ребенок видит, что кто-то в семье болеет и при этом получает огромное внимание и заботу, то такой способ может перенести и на себя тем самым начать манипулировать взрослыми. Это может болеть не обязательно член семьи, это может быть и сам ребенок, к которому во время болезни внимание «особое». Но данный процесс происходит на уровне подсознания, болезнь настоящая и происходит закрепление в виде: «я болею – я получаю все что хочу». Что делать? Не менять своего отношения к ребенку. Конечно, заботиться и переживать нужно, все-таки ребенок болеет, но необходимо, чтобы он понял, если он болеет, то получит и заботу и лечение, но его капризы все равно не выполнятся. Ну а если уж ребенок, таким образом пытается добиться внимания и ласки от родителей, то это должен быть «звоночек» для них и дальнейший анализ взаимоотношений с ребенком.

Другая причина, способствующая возникновению психосоматических заболеваний – это гиперопека. Гиперопека, выражающаяся в стремлении окружить ребенка повышенным вниманием, постоянно оберегать его без видимой на то причины. То есть наличие проблемной ситуации, которая по силам ребенку и он вполне может решить ее сам, но родители не дают даже возможности это сделать, так как предлагают решения уже готовыми либо и вовсе решают без его участия, лишая ребенка возможности самостоятельно преодолеть трудности. Тем самым, развивая выученную беспомощность в виде постоянного ожидания помощи от родителей. Может быть, вариант, что у родителей не хватает терпения ждать, когда ребенок сам научиться каким-то навыкам, и, тогда они начинают раздраженно и агрессивно делать все вместо него, не позволяя самому научиться. А ребенку нужно давать возможность учиться принимать собственные решения и видеть их результаты. Следовательно, такие ограничения и зависимость от другого приводят к закреплению ощущения беспомощности, страху принимать какие-либо решения. А затем начинается телесное реагирование в виде каких-либо болей перед выступлениями, перед ожиданием, что учитель спросит его на уроке или другими важными для него событиями. Во взрослом возрасте такой тип воспитания нередко приводит к появлению зависимостей.

Еще один вариант, это когда ребенку на плечи взваливается слишком много ответственности или когда родители предъявляют требования не по возможностям и способностям ребёнка. А если у него что-то не получается из-за отсутствия каких-либо навыков или жизненного опыта, то спрос с него огромный. Следовательно, у ребенка появляется чувство неполноценности и бессилия и страх того, что родители его не любят, что приводит к различным заболеваниям. Конечно, нужно накладывать на ребенка определенную ответственность, но она должна быть по силам и возрасту вашему ребенку.

Дети очень чувствительны к различным стрессам и психологическому дискомфорту, что может стать причиной развития психосоматических заболеваний. Поэтому очень важен для ребёнка психологический микроклимат в семье, а также отношение к нему значимых для него взрослых людей.