В каталогах свечей зажигания и даже в инструкции к автомобилю может быть с десяток подходящих вариантов — ведь производители регулярно что-то усовершенствуют, разрабатывают и выпускают новые модели. Как выбрать свечи зажигания правильно? Посмотрим, какие свечи есть на рынке и в чём их отличия.
Устройство свечи зажигания
Чтобы понять, чем свечи отличаются друг от друга, нужно разобраться в их устройстве.
Принципиально конструкция свечи зажигания не меняется уже много лет. Внутри металлического корпуса проходит центральный электрод (проводник), отделённый керамическим изолятором. На верхний контактный вывод свечи подаётся ток, который, пройдя внутри неё по всей длине электрода, упирается в… тупик. Но снаружи есть ещё один электрод — заземляющий (боковой), соединённый с корпусом свечи. В воздушном промежутке между электродами возникает электрический разряд в несколько тысяч вольт — мощная искра, которая и поджигает топливно-воздушную смесь в цилиндре двигателя.
Искровой зазор свечей
Расстояние между центральным и боковым электродами свечи — искровой или межэлектродный зазор — напрямую влияет на работу двигателя. Больше зазор — длиннее искра, лучше сгорание смеси, выше мощность. Но чем шире зазор, тем сложнее создать в нём искру и выше риск, что электричество найдёт себе другой путь: пробьёт изолятор свечи, высоковольтный провод или катушку зажигания. Поэтому искровой зазор — это всегда компромисс, тщательно рассчитанный инженерами.
В процессе эксплуатации электроды свечей подвергаются эрозии и изнашиваются, а искровой зазор постепенно растёт, увеличивая нагрузку на катушки зажигания. Точно отрегулировать зазор вручную сложно: речь идёт о десятых долях миллиметра. Поэтому важно менять свечи вовремя, не дожидаясь критического износа их электродов и поломки дорогих катушек.
Иногда автомобилисты меняют свечи зажигания сезонно. На зиму ставят свечи чуть горячее рекомендованных — на них образуется меньше нагара при долгих зимних прогревах, что упрощает запуск двигателя в мороз. А на лето — более холодные свечи, которые стабильнее работают при пиковых нагрузках в жару. Нужна ли такая сезонная смена свечей — решать вам, исходя из условий эксплуатации и капризности двигателя. В инструкциях к современным автомобилям таких рекомендаций нет.
Количество боковых электродов
Не всегда боковой электрод у свечи один, их бывает и несколько. Многоэлектродные свечи понадобились, когда мотористы стали внедрять первые катушки зажигания и принцип холостой искры (например, в системе зажигания Toyota DIS-2 в 90-х годах), где искрообразование происходит в два раза чаще. А значит, в два раза выше и износ электродов свечей. Чтобы компенсировать это, свечам добавили второй боковой электрод: искра каждый раз проскакивает к менее изношенному. Встречаются свечи и с тремя–четырьмя электродами.
Выбираем свечи зажигания
Вопреки расхожему мнению, несколько боковых электродов не улучшают искрообразование и сгорание смеси, но могут увеличить ресурс свечей зажигания на некоторых моторах. Если автопроизводитель рекомендует многоэлектродные свечи, значит того требует применённая система зажигания и нужно использовать именно их. В других случаях это не имеет смысла.
Толщина центрального электрода
В современных системах зажигания с отдельной катушкой для каждой свечи важнее не количество боковых электродов, а толщина центрального. Лабораторные тесты наглядно показывают: чем тоньше центральный электрод, тем лучше работает свеча. Улучшается искрообразование, эффективнее сгорает смесь, уменьшается расход топлива и вредные выбросы. Свечи с тонкими электродами лучше самоочищаются от нагара и менее чувствительны к увеличению искрового зазора в процессе износа.
Стандартное покрытие центрального электрода свечи — сплав никеля и хрома, такие свечи называют никелевыми. Производители экспериментируют и с другими металлами (медью, серебром, иттрием), добавляя их в сплав, чтобы улучшить характеристики свечей. Но толщина электрода никелевых свечей остаётся большой, около 2,5 мм. Сделать его тоньше нельзя — тепловая эрозия быстро «съест» электрод, существенно сократив и так небольшой ресурс никелевой свечи. Решением стали электроды из тугоплавких драгоценных металлов.
«Драгоценные» свечи. Иридий и платина
Электроды из редкоземельных драгоценных металлов (платины, иридия) получаются в пять раз тоньше никелевых. И в пять раз долговечнее: обычные свечи служат около 20 тысяч км, а «драгоценные» — под 100 тысяч.
Платина стала первым редкоземельным металлом, массово применённым в свечах зажигания. Платиновые наплавки на центральном и боковом электродах существенно увеличили ресурс свечи. Иридиевые свечи — более современная разработка. Диаметр центрального электрода из иридия довели до рекордных 0,4–0,6 мм, что обеспечило выдающиеся показатели сгорания смеси в цилиндре и увеличение КПД двигателя.
https://hyperauto.ru