Когда следует менять масло в коробке передач

Когда и как нужно менять масло в «автомате», «роботе», «механике» и «вариаторе»?

 

масло

С какой периодичностью нужно менять рабочую жидкость в коробке передач? Зависит ли регламент замены от марки машины и условий эксплуатации? Как понять, что лубрикант в трансмиссии выработал свой ресурс?

Как правило, у автовладельцев не возникает вопросов о регламенте замены моторного масла. В среднем, такой межсервисный интервал составляет порядка 15 тыс. км (или раз в год), и водители, как правило, четко следуют рекомендациям, особенно в гарантийный период эксплуатации.

Другое дело — замена рабочей жидкости в трансмиссии. Мало того, что даже одна и та же модель может оснащаться широкой линейкой коробок передач (механика, автомат, робот, вариатор). Разные автокомпании и дилеры не всегда дают единые рекомендации по срокам замены, что заставляет клиентов сомневаться.

 

 

Какой лубрикант заливают в механические, автоматические, вариаторные и роботизированные коробки передач

Масла для механических трансмиссий отличаются по характеристикам от лубрикантов автоматизированных трансмиссий. В первом случае масло имеет наибольший ресурс, что связано с относительной простотой конструкции МКП по сравнению с автоматами, преселективными роботами и вариаторами.

Как правило, автопроизводители рекомендует менять масло в механических коробках после солидных пробегов (от 80 тыс. км до 200 тыс. км), а некоторые и вовсе указывают, что менять «трансмиссионку» на протяжении всего срока эксплуатации машины не нужно.

В свою очередь, трансмиссионная жидкость, применяемая в АКП и вариаторах, требует замены на меньших пробегах, нежели у механики. Как правило, это делается на втором или третьем ТО, то есть при пробегах от 60 тыс. до 90 тысяч км.

Специальные масла для вариаторов, пожалуй, самые специфичные, в том числе и потому что некоторые модели CVT, как и автоматы, оснащаются гидротрансформаторами. Производители рекомендуют замену жидкости в таких коробках, как правило, каждые 60−80 тыс. км.

Что касается роботов с одним сцеплением, они, как правило, обслуживаются по регламенту механических, на основе которых, собственно, и выполнены. Преселективные же роботы бывают с сухим или мокрым сцеплением, соответственно, различаются и их трансмиссионные жидкости, и регламент замены. Как правило, речь идет об интервале 60 тыс. — 80 тыс. км.

Из всего сказанного следует, что трансмиссионные жидкости разных типов коробок передач нельзя смешивать. Что касается долива, здесь следует четко знать, какое масло было залито в коробку на заводе, и добавлять такое же. Ведь смешение разных по типу масел может привести к выпадению химических веществ в осадок и, как следствие, поломке узла.

Почему нужно менять масло в коробке передач

Средняя температура масла в коробке передач при активном вождении составляет порядка 150° С, а в пятне контакта трущихся деталей — примерно вдвое выше. Естественно, в процессе эксплуатации машины, особенно в сложных условиях (при движении в горной местности, рваном ритме езды и даже при перемещении в пробках) трансмиссионная жидкость начинает деградировать.

Детали и механической, и автоматической, и вариаторной коробок передач в результате изнашиваются, а продукты износа начинают накапливаться в рабочей жидкости. Кстати, в зависимости от вида трансмиссии эти загрязнители — разные. Например, в механических коробках образуется коктейль из стали, латуни, бронзы и композитов, причем последние три субстанции исходят от изношенных синхронизаторов.

В автоматических и вариаторных коробках постепенно накапливаются продукты износа фрикционных дисков (металлических деталей с графитовым внешним слоем), которые нередко сгорают из-за недостаточного уровня масла в трансмиссии.

Что говорят о замене трансмиссионного масла автопроизводители

Разные автопроизводители в своих рекомендациях указывают, соответственно, разные регламентные сроки замены «трансмиссионки». А некоторые уважаемые фирмы, например, компания Renault, для ряда своих моделей определяет их трансмиссии как «необслуживаемые», то есть не требующие замены масла весь срок их службы. Забегая вперед, скажем, что этой рекомендации не следуют заботливые владельцы, меняя рабочую жидкость, как минимум, каждые 60 тыс. км пробега.

В свою очередь, «АвтоВАЗ» для своих переднеприводных моделей, независимо от типа коробки передач, установил периодичность замены трансмиссионной жидкости на отметке 180 000 км. А вот для семейства Niva масло в механической коробке передач, раздаточной коробке и в редукторах рекомендуется менять гораздо чаще — каждые 40−45 тыс. км.

 

auto.mail.ru