До революции праздники отмечали по старому календарю: Рождество выпадало на 25 декабря, Новый год — на 1 января. В преддверии гуляний горожане носились по магазинам и торговым центрам — с некоторой условностью так можно назвать крупные универмаги обеих столиц, например «Пассаж» на Невском, торговый дом Гвардейского общества, «Мюр и Мерилиз» в Москве. Гостиный Двор в Петербурге и Верхние Торговые ряды в Москве (будущий ГУМ) тоже были переполнены народом.
Что человеку было нужно для правильной встречи Рождества и Нового года? Во-первых, конечно, елка. В Петербурге центральный елочный базар находился на Александринской площади, сейчас это площадь Островского. Елки тут имелись на любой вкус, но покупатели жаловались: три рубля за самую простую елочку казались большими деньгами. Впрочем, был способ сэкономить: прийти в самый сочельник — торговцы с радостью отдавали неликвид копеек за десять.
Елку, конечно, нужно украсить. Игрушки из тонкого стекла, к которым мы привыкли, стоили очень дорого: поэтому чаще всего рождественское дерево украшали сладостями, конфетами, яблоками, орехами, а также бумажными гирляндами и картонными поделками.
Гирлянды можно было сделать вместе с детьми из цветной бумаги: это несложно (картонажи — елочные украшения из картона — заказывали по почте), а для ребят — отличная забава. В наборе лежали цветные, посеребренные или золоченые листы с вытесненными деталями. Чтобы получить объемные украшения, детали надо было выдавить из листа и соединить друг с другом. Никаких лампочек на елках, конечно, не было: электричество провели, но сама гирлянда стоила невероятно дорого. Иногда на ветви аккуратно крепили свечи — но это, конечно, было пожароопасно.
К рождественскому столу нужно угощение — но было оно скромным. Рождеству предшествовал длинный сорокадневный пост. В сочельник люди ели постную сладкую пищу: «взварец» из чернослива, изюма и сушеных яблок; пудинг, политый морсом, кисель. После полуночи тоже угощались скромно, потому что пост продолжался, а вот на следующий день, после окончания службы в церкви, уже пировали. Начинали с медовой кутьи с орехами, дальше на стол ставили жирную рыбу и поросенка. Считалось, что поесть свинины «сам Бог велел», так как свинья была единственным животным, которое позволяло себе хрюкать в хлеву во время рождения Иисуса. Птицы избегали: чтобы счастье из дома не улетело.
Дети специально учили стихи к празднику вместе с гувернантками, а если изучали какой-нибудь иностранный язык, то читали стих на этом языке. Все дарили друг другу подарки — их приносил не Дед Мороз или святой Николай. Дети сами вручали родителям поделки, а родители детям — книжки, игрушки или конфеты. В некоторых семьях играли в «передачу»: подарок заворачивался во множество слоев бумаги, и на каждом слое было написано имя. Открыв новый слой, нужно было передать подарок кому-нибудь еще — и так до тех пор, пока он не оказывался в руках у настоящего получателя.
Следующая неделя за Рождеством была самой беззаботной: люди ездили в рестораны, на каток, катались на ледянках с гор и ходили в гости. В эти же дни обязательно наносили визиты родственникам, друзьям и в особенности высокопоставленным знакомым и начальству. Визит мог быть совсем коротким, на 10–15 минут, но сам факт был проявлением уважения. Купечество устраивало благотворительные базары, проводились елки для детей со сказочными представлениями.
В 1914 году началась война, и к модному празднику, пришедшему из Европы, стали относиться с подозрением. Священный Синод поспешил назвать елку «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу». В газетах появились заметки:
«Митрополит петроградский Владимир возбуждает вопрос о том, чтобы накануне Нового года повсеместно в Империи были закрыты рестораны и другие места развлечения от 11 с половиной до 1 часу ночи. В ходатайстве указывается, между прочим, что встреча Нового Года — немецкий обычай, от которого России необходимо отказаться раз навсегда».
Запретить празднование Нового года, однако, не получилось: все, кто хотел, продолжали отмечать как раньше, а вот в Советском Союзе вне закона было объявлено уже Рождество:
«С этим позорным явлением необходимо кончать. Конечно, нет и не должно быть места ни елке, ни рождественским подаркам», — писали в журнале «Безбожник у станка». Впрочем, и советскому правительству не удалось победить Рождество. Почти сразу после прихода большевиков к власти, зимой 1918-го календарь перевели на новый стиль. Рождество, которое празднуют 25 декабря по старому календарю, перенесли на 7 января, и отмечать Новый год стали раньше Рождества. В сознании людей эти два праздника, их традиции и атрибуты — подарки, елка, праздничный стол — окончательно смешались. А Новый год стал самым главным праздником для россиян.
Snob.ru