Как учить ребенка оптимизму 

Вокруг нас много разных людей. Одни счастливы и умеют радоваться жизни, а другие постоянно жалуются на жизнь и кажутся совершенно несчастными, хотя для горя и жалоб, казалось бы, нет оснований. Причины такого поведения во взгляде на жизнь: позитивном или негативном. Хотите, чтобы ваш ребенок был счастливым? Тогда давайте учить его позитиву.

ребенок

Позитив как свойство личности

Каждый человек хочет быть счастливым, и, конечно, счастья желают своим детям все родители. Мы не можем прогнозировать будущее ребенка, но можем научить его радоваться жизни. Жизнерадостность – главная черта оптимиста.

Не стоит путать оптимизм с радостью без причины. Это — реальное понимание вещей, но с надеждой на счастливый исход.

Позитивное мышление

Вокруг нас постоянно разливается негатив: с телеэкрана, из прессы и Интернета, с улицы. Важно правильно воспринимать информацию и уметь позитивно мыслить. Человеку свойственно «накручивать» себя, усиливая негативные мысли страхом и тревогой. Если ждать неприятностей – они наступят. И появляется подтверждение: «Я так и думал», «Я не сомневался».

Родители часто сами провоцируют пессимизм у детей, убеждая их в последствиях того или иного поступка: «Ну всё, ты заболеешь», «Предупреждаю: это бессмысленно», «У уверена, что ты проиграешь».

Мыслить позитивно очень важно для каждого человека. Вера в лучшее дает возможность жить в приподнятом настроении, а при возникновении жизненных сложностей позитив помогает преодолеть трудности.

Откуда берется оптимизм

Природа человека связана с радостным восприятием мира. Маленькие дети радостно улыбаются всему, что вокруг них. Несмотря на падения и ушибы, малыши снова встают и делают новые шаги. Маленькие дети стараются добиваться своей цели, несмотря на трудности (достать, залезть, доползти).

Со временем родители из чувства безопасности приучают детей к осторожности: «нельзя», «не трогай», тем самым формируется чувство опасности и страх перед активными действиями. Если окружить ребенка только запретами и страхом (упасть, удариться, заболеть), то он начнет с опаской относиться к миру вообще, не ожидая от него ничего хорошего.

 

Оптимизм закладывается в ребенке в те моменты, когда он добивается чего-то сам, а его старания подкрепляются положительной реакцией окружающих. Неудачи не должны отбить желания действовать снова, и поддержка взрослых в этом случае необходима.

Учим детей оптимизму

  • Учите детей радоваться простым вещам: хорошей погоде, вкусной еде, встрече с близкими.
  • Проявляйте заинтересованность детской деятельностью, делайте что-то вместе, радуйтесь общим успехам.
  • Чаще обнимайте и целуйте, так ребёнок будет чувствовать свою значимость.
  • Не делайте за ребенка то, что ему самому под силу, и тогда у него появится уверенность в своих силах.
  • Хвалите ребенка за старания и за активные действия. Подбадривайте при необходимости, помогайте в сложных ситуациях. Верьте в него, и тогда он будет верить в себя.
  • Никогда ни с кем не сравнивайте ребенка, не вешайте ярлыков.
  • Формулируйте запреты без частицы «не», то есть с объяснением правильных действий или условий выполнения: вместо «нельзя есть конфеты до еды», нужно сказать что можно будет съесть конфету после супа; «не бегай» замените «ходи медленнее». Обращения без частицы «не» воспринимаются как разрешение на активные действия.
  • Давайте детям позитивные установки: «у тебя получится»; «ты справишься, а мы поможем».
  • Учите воспринимать ошибки как стимул для дальнейшего действия. Если мы знаем причину неудачи, значит, можем её исправить.
  • Говорите с ребенком о его чувствах, развивайте эмоциональный интеллект.
  • Ребенок перенимает видение мира родителей. Будьте позитивными, демонстрируйте уверенность, и ваши дети будут воспринимать мир оптимистически.

Светлана Садовникова