Разбираемся, почему замены летнего комплекта шин на зимние не будет достаточно при подготовке машины к холодам.
Во многих регионах России уже успел выпасть первый снег, а большинство водителей перешли на зимние шины. Зима уже на носу — достаточно ли этого для того, чтобы автомобиль успешно справлялся с жесткими условиями эксплуатации в морозы?
Шины
Наиболее важным элементом, без которого выезд на дороги общего пользования в зимнее время запрещен, остаются зимние шины. Если резина на авто новая, то есть наступающая зима для этого комплекта покрышек только первая или вторая, за ее сцепные свойства на заснеженных дорогах можно не волноваться: они еще попросту не успели преодолеть большую дистанцию, существенно уменьшив глубину протектора или потеряв шипы, коли речь про шипованные шины. Только не забывайте поддерживать рекомендуемое производителем давление в шинах!
Если текущий комплект зимней резины у вас уже давно, лучше на всякий случай проверить глубину протектора — такие шины, как правило, более мягкие, чем летние, так что при активной езде стираются быстрее. Допустимым минимумом является глубина протектора на уровне 4 мм, но до такого состояния зимние шины лучше все-таки не доводить: если перед сезонной заменой резины остается 5−6 мм, то стоит задуматься о покупке нового комплекта. А уж коли раскошелились на новые шины для авто, то не поленитесь провести процедуру их обкатки — особенно важно это для сохранности шипованных покрышек.
Аккумулятор
Еще один важный пункт, который стоит упомянуть в рамках подготовки автомобиля к зиме — это аккумулятор. За его состоянием желательно следить круглый год, однако если очередным морозным утром вы заметили, что стартер вяло начинает крутить двигатель, то это верный признак того, что АКБ хуже держит заряд. На многих автомобилях проверить, как чувствует себя аккумулятор, можно прямо в меню бортового компьютера.
Впрочем, есть еще ряд способов проверить состояние аккумулятора. Можно оценить уровень заряда по индикатору плотности и уровня электролита, который имеется на крышках многих (но, увы, далеко не на всех моделях) батарей. На него укажет цвет индикатора: зеленый означает, что аккумулятор полностью заряжен, белый и серый предвещают его скорую кончину, ну, а черный индикатор недвусмысленно намекнет, что батарея мертва и двигатель завести не получится.
Еще уровень заряда можно проверить при помощи мультиметра: черный и красный щупы прибора в режиме измерения напряжения (диапазон 20 В) надо приложить к минусовой и плюсовой клеммам аккумулятора — при выключенном двигателе и полностью заряженной батарее напряжение на дисплее мультиметра должно быть выше 12,6 В.
Моторное масло
А нужно ли специально к зиме менять масло в двигателе автомобиля? Само по себе изменение погодных условий не является веским поводом для обновления масла, однако в регионах с резко континентальным климатом, где после жаркого лета с температурами под сорок градусов тепла наступает зима с лютыми морозами до −50 градусов по Цельсию, действительно не будет лишним перед холодами переходить на менее вязкие сорта. Такие масла облегчают пуск двигателя на морозе и часто они стоят дешевле более универсальных моделей, но, скажем, в европейской части России с местными относительно мягкими зимами заливать их перед зимой совсем не обязательно.
Но если случилось так, что вы уже больше года не меняли масло в авто, либо успели проехать более 10−15 тысяч километров после последнего ТО (обычно такой пробег между рекомендуемыми визитами в сервис автопроизводители устанавливают как предельный), значит, время пришло.
Диагностика двигателя
Если вы недавно уже меняли масло в двигателе, но перед началом календарной зимы хотели бы еще раз проверить степени готовности автомобиля к эксплуатации в мороз, запишитесь на диагностику мотора. Даже если двигатель работает ровно, не требует доливать масло и не удивляет повышенным расходом топлива, предварительная диагностика снизит вероятность возникновения неприятных сюрпризов.
К примеру, диагностика поможет определить неисправность термостата, который по-прежнему не дает двигателю перегреться в жару, но уже не способен поддерживать рабочую температуру на морозе из-за заклинившей в открытом положении заслонки. И это — лишь один из примеров того, как диагностика может продлить срок службы двигателя, так что рекомендуем вам записаться заранее, чтобы не пришлось потом ездить по сервисам.
Технические жидкости
Остальные технические жидкости тоже не мешает проверить, особенно если вы недавно купили подержанную машину с не самой прозрачной историей обслуживания. Рабочая жидкость автоматической коробки передач, трансмиссионные масла в узлах полноприводных машин, жидкость для классического гидроусилителя руля, даже антифриз (который, несмотря на свое название, при добавлении дистиллированной воды в радиатор тоже может замерзнуть) — все это лучше проверить перед зимой и при необходимости заменить. Ну и про стеклоомыватель не забывайте, конечно — купите заранее пару бутылок, чтобы точно не остаться без «незамерзайки» где-нибудь вдали от заправок и больших магазинов.
Стекло и стеклоочистители
Еще перед началом зимы рекомендуется поменять щетки стеклоочистителей, если они хуже справляются с дождем и не способствуют улучшению видимости в плохую погоду (спойлер — со снегом и замерзающей на стекле зимней кашей они будут справляться еще хуже), а также проверить лобовое стекло на наличие сколов.
Если летом на трассе в него прилетел камешек, который оставил скол, то ближе к зиме лучше не затягивать с ремонтом. Для этого не придется ездить в дорогие студии детейлинга — в последнее время даже в самых обычных «гаражных» сервисах часто есть все необходимое оборудование и квалифицированные для такой работы специалисты.
Оперативно заделывать сколы рекомендуется не только в эстетических целях — при резких перепадах температур стекло в большей степени подвержено появлению трещин, которым дополнительно помогает вода, попадающая внутрь
Замки и уплотнители
Еще одна типично зимняя проблема — замерзание замков и уплотнителей автомобиля. Чаще всего она проявляется после того как машина выезжает с мойки, когда влага попадает в личинки замков и на дверные петли, сковывая их на морозе в ледяные тиски. Отчасти проблему можно решить при помощи сушки, но она спасает далеко не всегда — в скрытых полостях авто вода все равно, скорее всего, останется и замерзнет.
В экстренных случаях могут помочь экзотические приборы вроде брелока-размораживателя замков с нагревателем, либо более привычные жидкие размораживатели
Зимний набор автомобилиста
Что брать с собой в машину зимой? Мы уже говорили про имеющую свойство заканчиваться не вовремя незамерзающую стеклоомывающую жидкость, которая в зимний период всегда должна быть под рукой, но вместе с ней пальму первенства по популярности и частоте использования среди водителей занимают щетки и скребки.
После особенно сильных снегопадов часто требуется лопата, если автомобиль не может самостоятельно выбраться из плена новообразованного сугроба, а также буксировочный трос — он в дальней дороге может пригодиться для спасения не только вашего автомобиля, но и других, так что стоит на всякий случай иметь его с собой всегда, а не только зимой.
Кстати, это же касается и проводов для прикуривания — вероятность того, что они понадобятся именно зимой, немного выше, но лучше возить их в автомобиле круглый год. Не лишним будет иметь при себе размораживатели стекол и замков, а также цепи на колеса. В регионах с особенно холодными зимами к этому списку также можно добавить утеплители для двигателя, известные в том числе как автоодеяла, однако в европейской части России острой необходимости в них, скорее, нет.
Сергей Хлопунов