Часто мы просим детей вести себя хорошо, и они послушно дают такое обещание, не задумываясь, что же конкретно от них хотят.
Можно или нельзя бегать, прыгать, кричать, громко разговаривать? Ответ взрослого простой: «Смотря где и когда». Понятное дело, что на детской площадке можно, а в транспорте нельзя. Но ребенок ещё не в состоянии самостоятельно учитывать обстоятельства. Он запоминает, что можно или нельзя при любых обстоятельствах. Нельзя драться, грубить, ломать вещи – это всегда, а вот с остальным есть сложности, особенно когда нет четких инструкций.
С инструкциями тоже не всё просто. Нельзя, потому что нельзя – не работает. Ребенок должен понимать, почему. Правильное поведение означает соблюдение правил, так дайте эти правила ребенку, чтобы он мог их соблюдать.
Важность формирования произвольного поведения
Соблюдение правил — дело несложное, если у ребенка сформировано произвольное поведение. Само понятие «произвольность» означает подчинение собственной воле.
Для детей дошкольного возраста произвольность — это, прежде всего, умение преодолевать сиюминутные желания: попрыгать, перебежать улицу, погладить котенка. Действиями дошкольника руководит окружающая обстановка. Ребенок еще не умеет контролировать и анализировать свое поведение, тем более вокруг него постоянно происходит что-то интересное.
Послушание – это способность не только слушать, но и слышать все, что говорят. Дошкольники часто отвлекаются, и в какой момент инструктажа это случится – никому не известно, но ясно, что часть информации пройдёт мимо ушей.
Осознанность – основа поведения ребенка. Произвольное поведение отличается от непроизвольного осознанностью — что и почему он делает, а для этого нужно понять и воспринять информацию. И даже в случае осознанности дошкольник легко нарушает правила, поддавшись сиюминутным желаниям: подойти, потрогать, уйти, посмотреть. В этом случае есть возможность проанализировать свои действия с помощью вопросов взрослого:
- Что тебе было сказано?
- Что ты сделал?
- Что ты мне обещал?
- Ты нарушил мои указания (не исполнил просьбу)?
Очевидно, что полноценный самоконтроль ещё невозможен, но вполне реален анализ поступков и понимание их неправильности – несоответствия правилам.
Способы формирования правильного поведения
Итак, правильное поведение – это осознанное соблюдение правил. Начинаем формировать правильное поведение.
- Создавайте правила. Ребенок должен знать и понимать правила поведения в разных обстоятельствах. Объяснять причины — обязательно! Например, замените фразы:
- «не бегай» фразой «ходи спокойным шагом, потому что…» (скользко, много препятствий, это общественное здание);
- «не кричи» фразой «говори тихо, потому что…» (мы мешаем другим людям, говорить громко в общественных местах неприлично);
- «не убирай руку» фразой «держи меня за руку, потому что…» (здесь много людей, ты можешь потеряться).
- Положительно подкрепляйте правильное поведение. Другими словами, хвалите ребенка, объясняя, за что именно. Ребенок должен учиться анализировать правильность и неправильность собственных поступков:
- молодец, что убрал за собой игрушки;
- я так рада, что ты сам сложил свои вещи, ты мне очень помог;
- мне приятно, что ты вежливо разговариваешь со старшими.
В жизни детей должны быть разрешения, ограничения и запреты. Это важно.
- Демонстрируйте правильное поведение. Покажите, как нужно гладить собаку (чтобы не укусила), убирать посуду (чтобы не разбилась), переходить дорогу, стоять в транспорте и т.д.
- Не поддавайтесь на манипуляции. Дети часто добиваются своего именно неправильным поведением: истерики, требования, крики, плач, капризы. Как бы не было трудно справляться с этим. Ребенок должен понимать, что плохим поведением нельзя ничего добиться.
- Учите ребенка озвучивать эмоции. Эмоциональный интеллект нужно формировать с дошкольного детства, обучая ребенка формулировать словами то, что он чувствует. Попросите сказать, почему он плачет: «Я расстроился, потому что ты не купила мне игрушку». Это не означает, что нужно выполнять его прихоть немедленно, просто посочувствуйте и объясните причину.
- Найдите место и время для выражения эмоций. Маленькому ребенку нужно бегать, прыгать, свистеть, визжать и кричать. Вопрос: «Где это можно сделать?». Найдите ему такое место: парк аттракционов с крутыми горками, детская площадка вдали от жилых домов и т.д. Он должен понимать, что некоторые действия можно совершать только в определенном месте.
- Давайте ребенку время. Любое ваше задание не означает, что его нужно выполнить немедленно. Ребенок может быть увлечен своими делами, которые бросать не хочется. Дайте ему время. Если же ребенок забыл о чем-то, то просто напомните.
И главное — ребенок во многом подражает родителям, а это значит, что им надо вести себя правильно.
Светлана Садовникова