Разбираемся с экспертами, действительно ли электрокары более подвержены пожарам, чем автомобили с традиционными ДВС, и насколько обоснованы опасения их владельцев.
То и дело в СМИ появляются новости о внезапных самовозгораниях электромобилей и масштабных отзывных программах, вызванных нестабильной работой и конструктивными недостатками аккумуляторных батарей. Конструкция и технологии, использующиеся в электромобилях, без тени намека указывают на их пожароопасность. Ведь если взрываются и загораются телефоны с небольшими и маломощными аккумуляторами, почему автомобили должны стать исключением? Тем не менее эксперты автомобильной индустрии и представители пожарных служб утверждают совсем обратное.
По словам Ирины Франк, управляющего директора компании Frank Auto, вероятность возгорания электромобиля ничуть не выше, чем у бензиновых и дизельных машин. На самом деле современные электромобили оснащены сложными системами управления температурой и защиты от перегрева батарей, что помогает значительно снизить потенциальную опасность, а редкие случаи самовоспламенения электрокаров получают массовую огласку лишь благодаря популярности этой технологии.
Статистические данные лишь подтверждают эти заявления. Например, согласно исследованию Германского союза страховщиков, в Германии ежегодно происходит около 40 тысяч автомобильных пожаров и подавляющее большинство из них связаны с транспортными средствами с традиционными ДВС. Отдельной статистики по возгораниям электромобилей пока не представлено, однако эксперты отмечают, что случаи возгорания среди них встречаются не чаще или даже реже, чем в случае обычных автомобилей.
Компания Tesla также делилась своими данными: на каждый миллиард пройденных миль приходится около пяти случаев возгораний электромобилей, включая умышленные поджоги. Эти цифры сопоставимы или даже ниже показателей для автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Конечно, основной причиной возгорания электромобилей являются литийионные батареи, которые при механических повреждениях, коротком замыкании или перегреве могут легко воспламениться и выделять огромное количество энергии. Тем не менее такие ситуации крайне редки и, как правило, связаны с серьезными ДТП, при которых надежно защищенный аккумулятор повреждается и выходит из строя. Во Frank Auto подчеркивают, что компании-производители активно работают над повышением безопасности своих моделей и с каждым годом технологии становятся все более совершенными.
Аккумуляторы могут выходить из строя и при использовании нестандартных или неисправных зарядных устройств. Поврежденные контакты, отремонтированные в кустарных условиях переходники и кабели, неисправная система охлаждения — все это может привести к возгоранию и серьезным последствиям. В случае если загорается батарея, электромобиль почти гарантированно отправится в утиль, а его восстановление вряд ли будет целесообразно.
Для работников экстренных служб тушение электромобилей представляет особенные сложности. Литийионные батареи могут выделять токсичные пары и тлеть в течение длительного времени после возгорания, именно поэтому не рекомендуется находиться рядом с горящим электромобилем, тем более пытаться спасти ценные вещи из салона.
Чтобы минимизировать риск возгорания, владельцам электрокаров рекомендуется использовать только сертифицированные зарядные устройства и кабели, избегать перегрева автомобиля и его батареи, а также регулярно проводить техническое обслуживание, уделяя особое внимание состоянию батареи и электрических соединений.
При правильной эксплуатации электрокары не представляют большей опасности, чем традиционные автомобили с ДВС.
Данила Мельников