Что сильнее губит экологию: электрокары или двигатели внутреннего сгорания

«Электрички» кажутся безвредными для окружающей среды лишь на первый взгляд. При более глубоком анализе проявляются долговременные последствия.

экокар

С ростом популярности электромобилей появляется все больше сомнений относительно экологичности их производства и повседневной эксплуатации.

По углеродным следам

Как правило, говоря об экологичности и углеродной нейтральности электромобилей, чаще всего вспоминают особенности их повседневной эксплуатации. Тем не менее в действительности одним из самых важных показателей экологичности того или иного продукта оказывается производственный цикл.

Изготовление батарей для электромобилей требует значительных ресурсов, таких как литий, кобальт и никель. Как правило, добыча этих полезных ископаемых часто сопровождается серьезными экологическими последствиями: загрязнением водоемов, уничтожением экосистем и копеечным трудом местных жителей. Исследования показывают, что углеродный след, образующийся в результате производства электромобилей, может быть сопоставим с таковым у машин с классическим ДВС, особенно если учитывать процессы добычи, переработки и транспортировки необходимых материалов.

Исследование аналитического агентства Ricardo показывает, что 46% углеродного следа электромобилей приходится на производственный процесс, в то время как у автомобилей с ДВС этот показатель составляет лишь 26%. Иными словами, в процессе производства одного электромобиля выбрасывается почти 4 тонны CO2, поэтому электромобиль должен эксплуатироваться не менее восьми лет, чтобы компенсировать выбросы, возникающие на этапе его производства.

Источник энергии имеет значение

Еще одним важным фактором, позволяющим оценить реальную углеродную нейтральность электромобилей, является источник электроэнергии, используемой для их зарядки. Важно понимать, что в странах, где электроэнергия производится преимущественно из ископаемого топлива, такого как уголь, использование электромобилей может не только не снизить, но и даже увеличить общий углеродный след. Например, в некоторых регионах Китая, где активно развиваются электромобили, уголь по-прежнему остается основным источником энергии, в результате чего выработка электричества наносит экологии сопоставимый с использованием ДВС вред.

Утилизация отработанных батарей

Не менее важным вопросом является утилизация батарей электромобилей, которые подверглись химическому старению. На сегодняшний день технологии переработки литийионных батарей находятся на начальной стадии развития, поэтому многие старые аккумуляторы частично или полностью отправляются на свалки, что создает дополнительные экологические проблемы.

Часто можно услышать о том, что некоторые стартапы и крупные компании уже разрабатывают эффективные методы переработки батарей, однако массовое внедрение подобных технологий по-прежнему остается перспективой далекого будущего.

Экологично, но лишь на первый взгляд

Несмотря на очевидные преимущества электромобилей, такие как отсутствие выхлопных газов и меньшая эксплуатационная стоимость, их реальная экологичность и безвредность по отношению к окружающей среде зависит от множества факторов, часто незаметных для потребителя.

Сегодня важно учитывать не только углеродный след, связанный с эксплуатацией «электричек», но и вопросы их производства и зарядки, а также проблему утилизации батарей. Переход на электромобили может стать важным шагом к углеродно-нейтральному будущему, однако для достижения истинной экологичности необходимо комплексное решение, охватывающее весь цикл их производства и эксплуатации, а также переработку отработанных компонентов.

 

Данила Мельников