Использование газа в качестве моторного топлива выглядит заманчиво — как минимум из-за цены, что в два раза ниже «бензинной». Но стоит ли игра свеч (и других частей движка)?
Разбираемся, когда началось применение газа в автомобилях, какие преимущества и ограничения приносит его использование транспортным средствам, а также — насколько выгодно переходить на газовое оборудование сегодня?
История газификации автомобилей берет свое начало в XIX веке: первый газовый двигатель внутреннего сгорания был создан в 1823 году английским инженером Самуэлем Брауном. В Советском Союзе интерес к газовым технологиям возник в 1930-х годах, и уже в 1948 году была выпущена первая серийная партия газобаллонных грузовиков. Массовое производство автомобилей на газовом топливе началось только в 1985 году, когда правительство приняло специальное постановление о развитии этого направления.
Основной причиной перехода на газовое топливо всегда была экономия. Сегодня стоимость пропана значительно ниже бензина — нередко практически вдвое. Для водителей, проводящих много времени за рулем, переход к использование газа становится настоящим спасением и позволяет заметно экономить на продолжительных поездках. И хотя установка газобаллонного оборудования требует ощутимых первоначальных вложений, они обычно окупаются в течение первых месяцев благодаря экономии на заправках.
Преимущества газового оборудования
Практическая польза от перехода на газ не ограничивается экономической выгодой. Газовое топливо имеет более высокое октановое число (100–110), что обеспечивает более плавную и стабильную работу мотора, а также снижает нагрузку на газораспределительный механизм и поршневую группу, увеличивая ресурс двигателя в 1,5–2 раза. Кроме того, газ не смывает масляную пленку со стенок цилиндров, что продлевает срок службы моторного масла и позволяет реже проводить техобслуживание.
Превосходит традиционные ДВС газовое топливо и в отношении безопасности: современные газовые баллоны изготавливаются с высоким запасом прочности и оснащены множеством защитных клапанов и систем самодиагностики, поэтому при правильной установке и регулярном обслуживании газ оказывается гораздо безопаснее бензина или дизеля.
Кроме того, газ воспламеняется только при наличии открытого огня, тогда как бензин может загореться от быстрого нагрева до критической температуры. Наконец, газовые автомобили оставляют практически нулевой углеродный след в процессе эксплуатации, что может быть важным показателем для сторонников защиты окружающей среды.
А минусы?
Тем не менее, переход на газ имеет и свои недостатки. Установка газобаллонного оборудования отнимает место в багажнике и увеличивает вес автомобиля из-за дополнительного баллона, что может слегка повлиять на динамику и развесовку. Более того, расход газа обычно выше на 10–15% по сравнению с бензином, что следует учитывать при планировании маршрутов — заправляться придется чаще.
Также нужно регулярного обслуживать газовое оборудование: следить за состоянием баллонов, клапанов и других компонентов системы, а использование только сертифицированных заправочных станций и оборудования является строгой необходимостью. Также стоит помнить, что в некоторых местах, например, на подземных парковках, может быть ограничен въезд для автомобилей с газовым оборудованием, что может ограничить вашу мобильность в крупных городах.
За последние годы количество автомобилей на природном газе выросло не только в России, но и в Европе — распространению этого вида топлива способствует развитие инфраструктуры, строительство новых газовых заправок и даже государственная поддержка. Однако для многих водителей, совершающих лишь кратковременные поездки, преимущества установки газового оборудования будут далеко не очевидны, поэтому переход на этот вид топлива оправдан лишь в случае интенсивной эксплуатации автомобиля.
Данила Мельников