Аденоиды и речевое развитие

Аденоиды — избыточное разрастание носоглоточных миндалин, которое ведет к затрудненному носовому дыханию/к полной невозможности дышать носом.

алсу
                    Алсу Клокова, учитель-логопед

Что же происходит с организмом ребенка?

Меняется ритм дыхания.

Частые короткие вдохи ребенка ведут к тому, что мозг ребенка постоянно находится в состоянии кислородной недостаточности ➡️ повышенная утомляемость, снижение работоспособности, внимания, памяти.

Изменяются все психические процессы.

Часто повторяющиеся болезни носоглотки могут привести к стойкому снижению биологического слуха у ребенка.

Из-за застойных явлений в полости носа у детей нередко возникают головные боли.

Эти особенности развития неизбежно ведут за собой речевые нарушения у детей:

  1. ПРОИСХОДИТ ИЗМЕНЕНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ.

Из-за короткого речевого выдоха, фраза неожиданно прерывается для того чтобы сделать дополнительный вдох, ️нарушается темпо-ритмическая сторона речи -️ это приводностям к трудностям в письме (определения границ предложения, слова, слога).

 

  2. У РЕБЕНКА ИЗМЕНЯЕТСЯ ГОЛОС, ПРИОБРЕТАЯ НОСОВОЙ ОТТЕНОК.

Меняется тембр голоса: он становится глухим, невыразительным.

Это приводит:

к нечеткому произнесению гласных звуков под ударением (дама=дыма) ➡️трудности выделения гласных на фоне слова ➡️ трудности овладения письмом в школьном возрасте;

к трудностям различения таких звуков, как Л, М, Н, Д, Б, из-за носового оттенка голоса (мебель=небель, день=нень);

к трудностям различения звонких и глухих согласных из-за глухости голоса ➡️ неизбежно отразится на письме ребенка (сон=зон, дом=том).

 

  1. АДЕНОИДЫ У ДЕТЕЙ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИЧИНОЙ СЛАБОСТИ РЕЧЕВОГО АППАРАТА, что проявляется:

в повышенном слюноотделении;

в слабости мышц языка ➡️ нарушение произношения различных звуков (С-З, Ш-Ж, Р, Л и др.)

 

Очевидно, что с такими особенностями развития речи, трудно говорить о дальнейшем успешном обучении ребенка в школе. Поэтому, если ребенку был поставлен диагноз «аденоиды», будет не лишним проконсультироваться с логопедом о ходе его речевого развития и, в случае необходимости, вовремя провести коррекционную работу.