ЗАРПЛАТА В 7 000 РУБЛЕЙ: В ДОНЕЦКЕ, ЕСЛИ ТЫ ПОЛУЧАЕШЬ ТАКИЕ ДЕНЬГИ, ТЕБЕ ПОВЕЗЛО

Дурнев 1

Чуть больше месяца прошло со дня гибели главы самопровозглашенной ДНР Александра Захарченко. На 11 ноября в ДНР назначены выборы руководителя республики и нового народного совета. Пока же Донецк живет в ожидании лучшего. О жизни «вне цивилизации»  —  специально для газеты «Информ-Курьер» Дмитрий Дурнев.

Сегодня главные разговоры в ДНР в основном о деньгах. Здесь  их катастрофически не хватает всем. Средний класс  —  это люди с доходом в 11 000 рублей. В разряд  «супербогатых» попадают от  30 000. Именно столько  получали депутаты народного совета, начальники департаментов совета министров и командиры батальонов местных спецназов до того, как их расформировали или передали в подчинение МВД или армейского корпуса. И это, действительно, здесь  большие деньги. Судите сами. В городе  Ясиноватая — спутнике Донецка — за «хорошую» считают заработную плату в 7 000 рублей. За  эти деньги  мужчины каждый день путешествуют в столицу за 150 рублей.  Пока в ДНР существовали промышленные предприятия украинской юрисдикции, Ясиноватая, которая являлась  крупнейшим железнодорожным  узлом,  обеспечивала работой население. Но с марта 2017 года рабочих мест в городе нет. И короткого пути до Донецка тоже нет — рядом и вокруг линия фронта. Дорога в бывший областной центр занимает  почти час так как проходит через объездные  пути. За деньгами  в Донецк приезжают и жители Луганской области.  Мужчины  уезжают из дома, снимают здесь вскладчину квартиры или комнаты в общежитиях и устраиваются на работу. Потому что у себя таких денег заработать невозможно. Новости про выборы тут жестко проигрывают новостям о подорожании местной курятины, самого доступного мяса и яиц, цена на которые  сейчас достигла 80 рублей за десяток (было 56). Чтобы снизить рост цен на продукты, местные власти пошли на беспрецедентные меры — акцизы на топливо снизят со 150 до 50 долларов за тонну. Нефтеперерабатывающих заводов в ЛДНР нет совсем,  и все топливо завозится из России.

Дурнев4

 

Параллельно власти пытаются решить проблемы и со связью. С родственниками, находящимися на подконтрольной Украине территории, можно общаться только через  украинского оператора «Водафон». Но Украинское государство не может  его поддерживать, так как  любое сотрудничество бизнеса — это «финансирование терроризма», повод для уголовного дела от СБУ. Уже 4 года эти станции никто не ремонтирует, и они потихоньку выходят из строя. «Водафон» также в принципе не может платить за электроэнергию структурам ДНР как «несуществующим». Эти самые структуры в 2018 году неоднократно отключали мобильную связь последнего украинского оператора на своей территории.

Сейчас, перед выборами, администрация обещает решить вопрос с улучшением связи, возможно, подремонтируют замолчавшие станции, возможно «простят» долг за электропитание оставшихся рабочими станций в течение последних четырех лет.

Дурнев 5

Очень многое в жизни обычных людей ДНР по-прежнему связано с Украиной. Это и питьевая вода, которая идет по каналу из Северского Донца, и затем после неподконтрольных территорий питает украинские города запада и юга Донецкой области, и  пенсии. Успешный донецкий пенсионер имеет две пенсии — русскую (тут ее нейтрально зовут «помощью») и украинскую. Чтобы получать украинскую, нужно выехать и зарегистрироваться  как «переселенец» на подконтрольной Украине территории. Соответственно, и жить «переселенец» должен там, где зарегистрировался. Если человек больше 60 дней проводит в Донецке или Луганске, пенсию ему отключают согласно инструкции министерства социальной политики Украины. Пенсионеры считают дни и на 54-55 день выезжают, чтобы «отметиться» в электронной базе пограничников.

Так пенсии получают сотни тысяч человек. По данным украинской погранслужбы, в месяц в среднем фиксируется чуть более одного миллиона пересечений линий соприкосновения. Всего, по данным ООН, пенсии хотя бы раз «отключали» шестистам тысячам человек.

Через линию пересечения запрещено автобусное передвижение, разрешено машинам с вместимостью до 7 мест. Место в такой машине стоит от 1000 до 1200 рублей с человека в один конец, можно ехать по эстафетной цепочке автобусов, которые довозят до линии блокпостов, там люди пешком идут на ту сторону к следующему транспортному средству. В этом случае дорога в одну сторону стоит 300-350 рублей.

Пассажирского железнодорожного сообщения у ЛДНР нет ни с Украиной, ни с Россией. Бензин здесь русский, но стоит обычно процентов на 20 дороже, чем в России. И чуть дешевле, чем в Украине.

Дурнев6

Все столбы и доски объявлений заклеены многочисленными рекламами автобусов «В Россию» и диспетчеров многочисленных мелких перевозчиков «В Украину».

На линии соприкосновения беспокойно. Стреляют, но тяжелая артиллерия возле крупных городов не работает. Донецк не слышит канонады с августа, но на отдельных участках локальные бои подразделений с применением стрелкового и тяжелого пехотного оружия иногда идут.

От такого неопределенного существования «вне цивилизации» последних лет в Донецке у людей чувствуется крайняя усталость. Сегодня они готовы принять  любую полноценную власть — российскую, украинскую.

Лишь бы не так, как сейчас…

Дмитрий Дурнев