Со скамейки дополнительных: репетиторы и школа

Каждый пятый школьник не усваивает программу. Каждый четвертый родитель нанимает ему репетиторов. 59% мам и пап регулярно помогают детям с домашними заданиями. Таковы результаты мониторинга РАНХиГС*, в котором участвовали более пяти тысяч респондентов.

репетитор сайт

На родительские головы

Сегодня в России насчитывается около 16 млн школьников. Согласно исследованию, больше половины из них  занимаются дополнительно.

Мой  ребенок учится в 8 классе. Учится на отлично. Но тем не менее с этого года посещает репетиторов по двум предметам — физике и английскому. Все просто — сдавать через год, а школьных часов недостаточно, чтобы усвоить все, как нужно. В неделю на репетиторов уходит 1600 рублей. За месяц где-то в районе 6 с половиной тысяч. Но в классе есть ребята, которые посещают трех, а то и четырех репетиторов. По сравнению с ними мы еще легко отделались, — шутит мама двоих детей Альфия Б.

Репетируйте, товарищи, репетируйте

Аделина В. — ученица 11 класса. Кроме уроков по расписанию в ее учебном графике факультативы, «допы», репетиторы и онлайн платформы. И в таком жестком режиме живут практически все ее одноклассники.

Бывает так, что в три часа дня ты ушел со школы, попрощался с одноклассниками, а уже через час ты вновь встретил их на занятиях у репетитора. Заниматься дополнительно я начала класса с 8 класса. После нескольких занятий открыла, что учитель и репетитор — совершенно разные понятия. Последний будет «долбить» тебя, пока ты не поймешь. В школе же — тему прошли, и неважно, понял  ты ее или нет, идем дальше. Хотя наша «руссичка» всю душу вытрясет, но добьется, чтобы ты все усвоил. Русский язык —  это, наверное, единственный предмет,  в котором я уверена, надеюсь, что сдам его хорошо и без репетиторов,рассказывает выпускница Аделина В.

 Кто виноват и что делать?

 Размер рынка дополнительного школьного образования в России оценивается в 138 млрд рублей, а к 2021 году он вырастет, уверены эксперты, до 175 млрд рублей.  

Современная  система образования ФГОС ставит перед школой задачу дать ученика лишь определенный набор знаний, навыков и компетенций. Главная проблема нынешней школы в том, что ребенок не успевает усваивать многие аспекты из-за тотальной перегруженности программы. У нас сейчас популярно мнение, что мир меняется очень быстро, поэтому детям надо дать по максимуму. Но часто это имеет обратный эффект. К тому же,  при сдаче ОГЭ и ЕГЭ  включаются задания, не предусмотренные школьной программой. При подготовке ребят к ЕГЭ и ОГЭ педагоги, конечно,  рассматривают данные задания, но опять-таки времени не хватает. И тут на помощь приходит репетитор,  не ограниченный по времени,делится своим мнением учитель одной из бугульминских школ.

 То ли еще будет…

Рынок дополнительного образования во многом базируется на страхах родителей. Согласно исследованиям, дополнительным предметом чаще всего становится английский язык, по нему «подтягиваются» 55% детей. На втором месте — математика (44%), на третьем — русский язык (27%). По мнению экспертов, в будущем дополнительное образование встроится в систему общего — например, если школьник посещает курсы вокала, ему засчитают их как урок музыки. Индивидуализация обучения в школах будет набирать обороты.

 

Александра Николаева

По материалам  «Российской газеты» и «Известий»

*Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации