ШКОЛЬНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК: УЧИТЕЛЬ, УЧЕНИК И ТЕЛЕФОН

телефон

В Татарстане всё больше  случаев, когда мобильник в руках ученика становится  «гаджетом раздора».  Из средства общения  мобильные устройства  все чаще превращаются в  средство провокации и оружие против учителя. В Набережных Челнах выступили с предложением запретить пользоваться телефонами в стенах школы. Что думают бугульминцы по этому поводу — в материале «Информ-Курьера».

МОБИЛЬНОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО

Не было бы скандала, да аудиозапись с  телефона помогла. В конце 2018 года запись ссоры  учителя одной из  бугульминских школ с учеником попала в сеть. Город разделился на два лагеря: одни считали это явной провокацией со стороны ученика, другие видели в этом «пробелы современного образования». После огласки этого случая в Татарстане покатилась волна «видеоаудиодоказательств» школьных конфликтов. Очередные видеозаписи «школьного произвола» в  Набережных Челнах (в одном учебном заведении педагоги не пустили в столовую семиклассника, а в другом ученики  якобы избили своего одноклассника, страдающего эпилепсией) стали поводом для рекомендации о запрете мобильных телефонов в стенах школ. Тем более, что в автограде уже есть гимназия, в которой подобные санкции действуют. На время уроков ученики оставляют мобильные устройства в специальных ячейках — своеобразных камерах хранения.

ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ МЕДАЛИ

«Мобильным телефонам не место на уроках!», — бугульминские сторонники этой позиции уверены: современные гаджеты отвлекают от учебного процесса. Это лишний соблазн «сочкануть» и довериться знаниям  «гугла». Их противники оппонируют: «Беда не в телефонах, а в том, что родители не научили своих детей пользоваться ими грамотно. Те же интернет-ресурсы можно использовать не во вред, а на пользу учебному процессу».

Мой ребенок  носит телефон в школу с первого класса. Сейчас она в 9. И ни разу я не сталкивалась с тем, чтобы он ей мешал. Она не звонит во время уроков и не отвечает на звонки. Да нам даже никому в голову не придет позвонить ей, пока идут уроки. И я абсолютно уверена, что учителя не должны заниматься этой проблемой. Это обязанность родителей привить культуру поведения своим детям. Учитель должен учить, а не тратить время на разборки с учениками. Не уверены в своем ребенке — купите ему «умные часы». Всегда будете на связи, и точно не спишет, — говорит журналистам «Информ-Курьера» мама девятиклассницы  Елена Васильева.

ГДЕ В БУГУЛЬМЕ НАХОДИТСЯ НОФЕЛЕТ?

Там, где ему и положено, — в школьном рюкзаке, считают бугульминские ученики. Расставаться с мобильным устройством на время занятий они не готовы. Впрочем, в большинстве случаях, учителя их об этом и не просят.

Учитель географии перед уроком  просит нас выключить телефоны и убрать в сумку. Но отбирать — не отбирают. По крайней мере, в нашем классе мы с таким не сталкивались. На контрольных и самостоятельных работах он просто лежит на парте, но его никто не отнимает, — рассказывает о школьных буднях одна из учениц местной школы.

— У меня телефон всегда с собой. В школе я перевожу его на беззвучный режим, чтобы он никому не мешал. На контрольных и самостоятельных я им не пользуюсь, потому что в этом нет необходимости. Знаю, что списывать не могу. Есть те, у кого это получается, и это тоже, наверное, неплохо. На уроках мы его используем, но  только как дополнительный источник информации: когда нужно что-то быстро найти, — высказывает свое мнение ученица другой бугульминской школы.

ЗАПРЕТНЫЙ ПЛОД СЛАДОК

Инициатива челнинских чиновников от образования вызвала резонанс на федеральном уровне. Первый зампред Комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин уже высказался против такой меры, заявив, что и ученики и учителя должны отдавать отчет своим действиям и понимать, «что, если они совершают грубость, это может попасть в Интернет и быть использовано против них на соответствующих юридических разбирательствах». Мнение коллег из автограда не разделили и бугульминские учителя.

— Инициатива челнинцев о запрете на телефоны не нова, и каждый учитель сталкивался с этой проблемой во время контрольных работ, зачетов и прочего. Вряд ли ответ лежит на поверхности по той причине, что простыми запретами результат не достигнуть. Мы за внутреннюю культуру и за внутреннюю мотивацию.  Перед началом спектакля нас всегда просят убрать звук телефона или перевести его в режим вибрации. Но всегда найдутся 2-3 человека, у которых посреди спектакля неожиданно звучит звонок телефона. Мне кажется, что и в этой ситуации, несмотря на запрет, найдется ученик, у которого  телефон окажется в руках тем или иным способом,- поделился своим мнением директор гимназии № 7 Анатолий Шалев.

 — Важно понять цель радикальной меры. Если это повышение успеваемости, то вряд ли она будет достигнута, дети всегда отвлекаются на уроках, прибегая к разным способам — от самолетика до лицезрения пролетающих за окном птиц. Списать можно с помощью телефона, но это проблема учителя, и запретом она не решается. А вот невроз может быть: дети продолжают носить, а учителя продолжают отбирать. Всеобщая ученическая депрессия! Всегда будут те, кто нарушит закон. Поэтому целесообразно направить усилия в другое русло: культуру использования гаджетов (как в свое время вырубка виноградника не спасла от всеобщего спаивания народа). Есть разумный выход, внедрение которого может решить проблему. Только начинать надо  с 1 класса — кнопочный телефон или «умные часы», например,комментирует ситуацию педагог-психолог гимназии №7 Ирина Лакомова.

Наталья Быстрова