КОШКИ-МЫШКИ С АФЕРИСТАМИ: КАК ОБЕЗОПАСИТЬ СВОЮ БАНКОВСКУЮ КАРТУ

Жулики очень быстро освоили IT-сферу, переквалифицировались в хакеров и даже консультируют друг друга в Интернете. Совершив несколько неверных шагов, можно навсегда расстаться со своими сбережениями. Журналисты «Информ-Курьера», основываясь на материалы «Российской газеты», решили узнать, как  не попасть в ловушку  мошенников.

Театр одного зрителя

Марина никогда не была легкомысленной особой. В кругу друзей ее шутливо называли «рентген». Ведь едва пообщавшись с человеком, она интуитивно чувствовала, можно ли ему доверять. Поэтому, когда она чуть не попалась на удочку мошенников, удивлению близких не было предела. Неизвестный позвонил ей по телефону, обратился по имени-отчеству и представился сотрудником банка. Дальше по сценарию: сообщил, что с ее карты пытаются снять деньги, уточнил, не она ли это делает, сказал, что деньги нужно перевести на другой счет Марины и попросил продиктовать номер карты, дату выпуска «пластика» и заветные три цифры, написанные сзади. Именно просьба сообщить   CVV-код отрезвила Марину.

— Первоначально я спросила у звонившего: «Откуда мне знать, что вы из банка?» Собеседник предъявил «железное» доказательство, отправив сообщение с единого номера банка, поэтому я была уверена, что подвоха нет. Когда отказалась сообщать CVV-код, позвонивший пообещал, что завершит перевод денег, если не услышит заветные цифры. Затем телефон пиликнул, и на телефон пришло сообщение: с карты списаны средства. Я позвонила на горячую линию банка, мне предложили заблокировать карту. Позже подтвердили: попытка списания денег действительно была, кто-то «рылся» в моем «Личном кабинете» на сайте банка, но то ли времени злоумышленникам не хватило, то ли CVV-кода, вспоминает бугульминка Марина Смирнова.

Многоликий Янус

Телефонным атакам мошенников подвергаются все чаще и чаще. В этом году, по официальным данным,  их жертвами стали более ста бугульминцев.

— За 9 месяцев этого года возбуждено 107 уголовных дел. По мошенничеству с  использованием сотовой связи и Интернета — 82 уголовных дела, с банковской картой — 74. Номера мошенников зарегистрированы за пределами республики Татарстан,комментирует ситуацию старший инспектор направления по связям со СМИ капитан внутренней службы  Диана Галяува.

 Мошенники представляются сотрудниками банка, врачами, адвокатами… Всегда действуют быстро и торопят потенциальную жертву. Чтобы последняя не успела опомниться, пугают ее списанием денег либо болезнью,  несчастьями с близкими. Так совсем недавно напуганная альметьевская пенсионерка перевела псевдодоктору 162 тысячи рублей за лекарство от несуществующей болезни. Впрочем, иногда мошенники могут, напротив, осчастливить жертву внезапным выигрышем, повышением пенсии или возвратом средств за что-либо. При любом раскладе есть несколько признаков, позволяющих распознать фейковые звонки. Настоящий сотрудник банка никогда не попросит сообщить полные реквизиты карты (ее номер, ПИН и CVV-коды).

Портрет размыт

Сотрудники отдела по борьбе с мошенничеством квалифицированной направленности попытались составить портрет преступника в IТ-сфере. Он вышел нечетким и размытым. По другую сторону закона промышляют не только электронщики и программисты. Лица, ступившие на скользкий путь, отличаются и по возрасту, и по социальному статусу, месту проживания. Интернет не знает границ, поэтому посягать на чужую собственность могут из любого региона, из любой географической точки. Преступления такого рода носят не только межрегиональный, но и международный характер.

Недавно на мой электронный адрес пришло письмо от иностранного адвоката с сообщением, что я стала наследницей миллионного состояния. Псевдотетушка, живущая в Америке, умерла, не оставив наследников. А так как я являюсь ее однофамилицей, то в одночасье могу стать миллионершей, нужно только перейти по ссылке и оплатить услуги этого самого адвоката. Я, уверенная в том, что адвокаты действуют по-другому,  никуда переходить не стала. Рассказала родителям, а они, к моему удивлению, сказали: «Чем черт не шутит! Переходи и оплачивай!». Я обрадовалась, что письмо пришло не им. Но иногда думаю: «А могла бы стать миллионершей», —  рассказывает свою историю бугульминка Эльвира Б.

Правила личной кибербезопасности:

  • никому, включая сотрудников банка, не сообщайте свои пароли, ПИН- и CVV-коды от карт;
  • не переходите по подозрительным ссылкам: мошенники могут заразить компьютер или телефон вирусом и украсть ваши данные;
  • используйте только официальные приложения банков в App Store, Google Play и Microsoft Store;
  • сообщайте банку о смене номера мобильного;
  • проверяйте реквизиты переводов и платежей, которые приходят в СМС от банка;
  • прикрывайте клавиатуру рукой, когда вводите ПИН-код;
  • не принимайте помощь от незнакомцев, не совершайте операции под диктовку;
  • осмотрите банкомат перед использованием и убедитесь, что на нем нет подозрительных устройств.

 В качестве профилактической меры правоохранители советуют не делать предоплату неизвестным лицам. Если есть возможность доехать до покупателя, сделайте это сами или попросите знакомых, живущих неподалеку.

 

Александра Николаева