Как челноки 90-х Россию спасали

Челнок  —  деталь ткацкого станка. В 90-е годы прошлого века данный технический термин приобрел новое значение и быстро стал общеупотребительным. В эпоху перемен перехода от «коммунизма» к «капитализму» миллионы граждан бывшего СССР были вынуждены зарабатывать себе на жизнь «кто чем мог». О том, через что проходили челночники ради прибыли, журналистам газеты «Информ -Курьер» рассказала бугульминка Флера Закирова.

флера сайт
Из Москвы до самых до окраин 

В 90-е годы количество челноков в России выросло в разы, люди бросали основную работу, где месяцами не платили заработную плату и уходили в торговлю. Желая одного — как-то выжить! Среди них была масса превосходных специалистов от врачей и учителей до работников культуры и даже ученых. За один месяц челноки получали столько денег, сколько они не получали на своих рабочих местах за год, а то и за несколько лет.

Она рискнула и не прогадала: бугульминка-челночница без страха и упрека

Бугульминка Флера Закирова тоже решила попробовать свои силы. Сначала «моталась» в Москву: покупала там,  перепродавала здесь. Рэкета тогда как такового не было, документы не оформляли. Платили лишь за место на рынке. Флера Закирова брала его «на земле». Так выходило дешевле. Прилавок, как и рынок Китая, появился в ее жизни позже. Сначала она поехала туда просто по турпоездке.  Потом в качестве челнока.

— Я увидела вещи, которых до этого даже не видела. Все были очень хорошего качества. На «Черкизоне» в то время был один «мусор». Я стала приобретать… Реализовывала по знакомым. Раньше кредитов ведь не было все на свои деньги. Потом  мне стали давать там товар под реализацию,вспоминает о начале карьеры челнока Флера Закирова

Со временем  количество надёжных друзей и компаньонов в Поднебесной выросло. Они даже сами стали отправлять товар транспортной компанией до Москвы.

 Про таможню

Деньги челноки должны были прятать и прятать хорошо. Причем не только от криминального элемента. На таможне крупные суммы денег полагалось декларировать, поэтому деньги просто прятали.  Самое популярное место для этой цели — конечно, трусы и бюстгальтер. Но лучше трусы. Складывали в них не сами пачки денег, а поясную сумку. Но на таможне это не всегда прокатывало. Из группы на личный досмотр брали одного человека наугад. Кому-то не везло. Мало закупить товар, его еще домой надо как-то притащить, обходя криминал и таможенников. Поэтому непринужденно катили тележку с сумками, делая вид, что там 30 кг, а не 130, натурально изображали, что  упаковки по 12 трусов — это личные вещи, ну или давали взятку за каждую сумку и молились, чтобы не конфисковали и пропустили через границу. 

Челноки сегодня. Есть ли перспективы?

В нулевые челноки как торговый класс начал освобождать  место для более крупного бизнеса. Но в память о том, что в 90-е именно челноки  спасли экономику страны и жизни людей, во многих городах России поставили памятники.

 — Сейчас челночный бизнес очень затратный: регистрация, налоги, место. Бизнес буквально зажали в этом плане. Появились многочисленные сетевые магазины и проекты. И очень многие пользуются тем же китайским «Али-Экспрессом» или «Вайлдберризом». Спокойно, уютно, без нервотрепки. Да я и сама так делаю. Но, вы знаете, сама жизнь была интересней, был драйв, азарт какой-то. Я дышала Китаем. Я, наверное, в прошлой жизни там родилась. Люди такие открытые и гостеприимные, —  делится  Флера  Закирова.

С чего начать? Контакт? Есть контакт!

Сами челноки считают, что челночный бизнес ждут не самые радужные перспективы… Но те, кто занимается бизнесом не первый год, не собираются так легко сдаваться. 

Даже сейчас для готовых рискнуть и попробовать свои силы есть возможность оказать содействие. Проверенные люди, надежные контакты в Китае имеются. Обращайтесь! —  говорит Флера  Закирова .

 

Виктория Александрова