Это нам не задавали: нужно ли помогать детям с уроками?

Домашние задания — предмет споров, разногласий, а иногда и даже конфликтов в семье. Сколько шуток и анекдотов по этому поводу придумано, а сколько еще придумают. Ведь тема эта, как говорится, вечная. Стоит ли вообще вмешиваться в процесс подготовки домашних заданий родителям, что по этому поводу думают бугульминцы, читайте в материале газеты «Информ-Курьер».

уроки2

Всё с начала

Все начинается с первых родительских собраний, на которых подробно разъясняется, как правильно оформлять работы, как писать, как решать. Все для того, чтобы родители научили ребенка всему тому, что требует школьная программа. Родители буквально возвращаются в прошлое, еще раз шаг за шагом проходя все, что ими уже было пройдено когда-то —  в их начальной школе. И вот ребенок уже в 3-м классе, 6-м, 8-м, а вопрос, нужно  ли помогать с уроками, по-прежнему стоит «ребром».

«Где это видано, где это слыхано…»

Многие, наверное, вспомнили слова этой детской песенки. «Я всегда делал уроки сам! И мне никто не помогал!» — знакомая фраза? Да, делали сами и справлялись, но времена изменились, сейчас уже не та программа и не те требования. Поэтому современные родители и читают, и решают, и поют, и сдают  «за Васю».

Ребенка, конечно, нужно приучать к самостоятельности — и не с первого класса, а с 2-3-х лет  ему нужно давать свободу в поступках. Тогда в школе с таким ребенком будет намного проще. Что касается домашних занятий, то я всегда говорю родителям — контролируйте, не нужно за него писать, считать, он все должен делать сам. Учитель в классе объясняет, как надо выполнять работу, а  дома вы проверяете, как с этим справился ваш ученик. Я всегда советую чередовать виды работы и следить за режимом дня, после школы дайте ему отдохнуть, только потом беритесь за домашнюю подготовку, помните, что занятия не должны затягиваться. Если что-то не получается —  отложите. — советует учитель начальных классов Наталья Кудряшова.

Основы планирования

Конечно, есть виды работ, которые предусматривают подготовку вместе с ребенком — проекты, сочинения, рассказы. Сначала вы вместе находите материал, намечаете, что нужно сделать, а потом выполняете работу вместе, ключевое слово здесь именно «вместе». И если вы с первых дней приучите ребенка планировать свой день, то в будущем и вам, и вашему школьнику будет намного проще. Можно повесить небольшую доску в комнату, на которой ребенок будет записывать список своих дел, а по мере их выполнения зачеркивать то, что уже сделал. Домашняя работа учит планировать, помимо того, что проверяет знания. А если во время выполнения работ дома ученик задает много вопросов, то это «звоночек», к которому должен прислушаться родитель. Возможно, он что-то не понял в пройденной темой и ждет от вас помощи.

Мой сын учится во 2 классе, посещает группу продленного дня, но на дом все равно остаются невыполненные задания. Пробовали несколько раз «дать ему самостоятельности», мягко скажем, не получилось… Пришлось переписывать. Все-таки первые годы требуется контроль. Хотя многое зависит от ребенка. Старшей дочери я практически не помогала, только проверяла. С сыном же дела обстоят иначе. —  делится своим мнением по поводу выполнения домашних заданий Анна Грицаева.

«Делать с ребенком уроки НЕ надо!»

Мнение известного практикующего психолога Михаила Лабковского звучит как призыв, который поразит многих родителей.

Когда родитель с ребенком делает уроки, для ребенка это «засада». Ребенок снимает с себя всякую ответственность за эти уроки, не умеет распределять свое время, не учится решать проблемы, принимать решения, отвечать за себя… Помогать ребенку надо только тогда, когда он тебя об этом просит. Если не просит  — считайте, что у него все в порядке. Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей. И бывают родители, цель которых — тотальный контроль над ребенком, а уж каким он вырастет — не так и важно: главное, чтобы не срывался с поводка. Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально разваливаются семьи, разрушаются отношения, родители и дети оказываются разъединены, причем иногда навсегда. Попробуйте справиться с тревогой. Подумайте, что важнее — чтобы вы не выронили из рук поводок или чтобы сын или дочь всегда чувствовали ваше внимание и поддержку? И чтобы это было взаимно и всегда…- размышляет по теме Михаил Лабковский.

Доверяйте своему ребенку, помогайте ему, а самое главное — любите своих дорогих детей, ведь не так важно, как он сделал уроки, главное, что он их сделал.

 

Ольга Вашарина

фото: zen.yandex.com